Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /home/jerusalem.kiev.ua/public_html/8047b1a0aee6b246b63c688b4d695050/sape.php on line 192

Суккот

Суккот начинается 15 Тишрея и продолжается 8 дней. Первые семь дней Тора называет “праздник суккот” (буквально – “праздник шалашей”). Они названы так потому, что в эти дни евреям заповедано жить в шалашах или, по крайней мере, кушать там. Это собственно Суккот. Примыкающий непосредственно к нему отдельный праздник Шмини-Ацерет образует восьмой день цикла. Со временем в этот же день стали праздновать и Симхат-Тора.

Суккот – совершенно особый праздник среди всех еврейских праздников. Это общенародный “праздник сбора”- праздник урожая. Урожай на полях и в садах уже в основном собран, и теперь земледельцы могут отдохнуть от трудов до первых дождей.

Только о празднике Суккот сказано в Торе: “и будете радоваться пред Г-сподом, Б-гом вашим”, “время радости нашей”. В праздник Суккот евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил Свой народ изобилием, и просят Всевышнего, чтобы Он послал им теперь дождь “во время его”, т.е. своевременно – когда он нужен земле.

У праздника Суккот много названий: “праздник сбора” (здесь имеется в виду уборка урожая), “праздник шалашей”, и совсем коротко, как если бы было очевидно, о чем идет речь, – “праздник” (с определенным артиклем, что по-русски звучит примерно как “этот праздник”) или “праздник Г-спода”.

Суккот – это время просьб о дожде для полей, и потому наши мудрецы говорят: “В праздник Суккот выносится приговор о воде”. Это значит – Всевышний судит мир и решает, открыть или “замкнуть” небеса, т.е. быть году дождливым или скудным дождем и росой.

Все обычаи и обряды праздника связаны с водой, с надеждой на дождь. Ведь Эрец-Исраэль – особая земля. В ней очень мало водных источников, человеческое существование здесь прямо зависит от ниспосылаемых небом дождей. Отсюда это напряженное ожидание, и вот почему молитва о дожде столь важна и существенна.

Заповедь радоваться в этот праздник упоминается в Торе трижды: “и веселись в праздник твой”, “и будешь радоваться”, “и будете радоваться пред Г-сподом, Б-гом вашим”.

Во времена Храма одной из самых веселых и радостных церемоний Суккот было “веселье черпания воды” – “симхат бейт ха-шоэва”, вершина веселья в этот праздник, отличительная особенность которого – максимальное веселье.

Суккот насыщен весельем и в наше время: завершающий его день Шмини Ацерет и Симхат Тора – это день праздничных молитв, песен и танцев в синагогах вокруг свитка Торы.
Сукка
______
Слово “сукка”, давшее название празднику, переводится как “шатер”, или “шалаш”, или “кущи” (по-русски праздник в старину так и назывался – праздник Кущей). Но, по сути, слово “сукка” означает “жилище”, всякое жилище, крыша которого сделана из “схаха”, т.е. из растений. Для “схаха” годятся любые ветки (с листьями, с хвоей, без ничего), дощечки, планки, жерди и т.п. Такая крыша, понятно, не слишком надежно укрывает от непогоды, но именно в этом ее назначение в праздник Суккот: она символизирует наш отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность нашего существования зависят совсем от иных причин.

Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество разных объяснений и осмыслений. Вот некоторые из них: Тора объясняет:

“Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской” (Ваикра, 23:43).

Согласно другому объяснению, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

Есть близкие к этому объяснения: Всевышний установил праздник Суккот именно в пору сбора урожая, чтобы человек, собирая “с тока… и с давильни” своих, каждый раз вспоминал, что в пустыне у него не было ни своего дома, ни своего надела, и благодарил Всевышнего за то, что нынче дан ему и надел, и дом, полный всякого добра.

Сукка называется также кущами мира и символизирует мир среди людей, в человеческом обществе. Суккот – это тот желанный миг, когда человек сидит под своей виноградной лозой и под своей смоковницей в покое, не зная тревог и страха. Многие из мыслителей Израиля называли праздник Суккот праздником человечности и подчеркивали универсальное начало, проявляющее в его обрядах.
Заповеди Торы к празднику Суккот – законы и обычаи

Когда строят шалаш?

Положено начать строить шалаш сразу после Йом Кипура, потому что если надо исполнить заповедь – не откладывай и приступай немедленно. Некоторые считают, что приступить надо сразу, даже если день после Йом Кипура – это пятница, перед субботой.

Если по какой-то причине не успели построить шалаш перед праздником, или он упал случайно, то можно строить его в промежуточные дни между первыми и последними двумя днями праздника Суккот.

Где ставить шалаш?

Следует выбрать чистое и красивое место, где нет сильных ветров и неприятных запахов.

Чем покрывать шалаш?

Главным отличием между шалашом и домом является крыша, а также материал, из которого она состоит, так как главная часть заповеди – это покрытие кровли ветками для шалаша.

Покрывать надо только растительностью, но не съедобными плодами (не плоды или овощи). Нельзя также покрывать столбами или балками. Рекомендуется пользоваться ветками деревьев, растениями, цветами и не быстро увядающими листьями. Покрывать надо так, чтобы виден был сквозь покрытие свет звезд, и чтобы дождь мог проникнуть. Само собой разумеется, что нельзя покрывать растительностью, дающей плохой запах. Нельзя также пользоваться для покрытия обломками всякой посуды и жести. Куски досок площадью меньше четырех ладоней шириной (32 сантиметра допускаются к использованию и можно покрывать ими).

Как строят шалаш?

Высота шалаша должна быть не менее 10 ладоней (около 80 сантиметров) и не более двадцати локтей (около девяти с половиной метров). Ширина шалаша должна быть не менее чем семь ладоней на семь ладоней (60 сантиметров на 60 сантиметров), но можно добавить по желанию без ограничения.

Шалаш строится с интересом и энтузиазмом, с чувством большого внутреннего удовлетворения и радостью при исполнении заповеди.

Шалаш дефектный

Если в нем нет трех сторон или крыша отстает от стен больше, чем на три локтя (24 сантиметра)- не пригоден.

Если он не покрыт как следует и лучи солнца в нем больше чем тень – такой шалаш считается дефектным. Но нельзя также покрывать его больше чем следует, так как необходимо, чтобы видны были звезды сквозь растительное покрытие; если же покрыта крыша так, что даже сильный дождь не проникает внутрь – такой шалаш считается дефектным, потому что тогда он уже выглядит как дом, как постоянное жилище.

Если кто-либо сделал шалаш под большим ветвистым деревом- такой шалаш непригоден, потому что написано: “сделай себе праздник” и сказали наши мудрецы: “сделай – но не готовый”.

Декоративное украшение шалаша

Мы должны украсить шалаш красивыми вещами. В Талмуде рассказывается, как украшали шалаши разноцветными, фигурно разрисованными материалами. Вешают на стенах орехи, миндали, персики и гранаты, виноградные грозди и другие виды плодов, а также цветы и венки из колосьев.

Можно было произнести праздничную молитву на сделанный шалаш, но сейчас принято совершать освящение и молитву благословения на бокал с вином, во время вечерней праздничной трапезы.

Как надо выполнять заповедь о пребывании в шалаше

По закону требуется, чтобы ели, пили, спали и беседовали в шалаше все семь дней. Наши мудрецы заключили это из сказанного в Библии: “Чтобы сидели в шалашах семь дней”. Сидеть значит жить”. Поэтому надо создать жилую обстановку в шалаше; внести посуду, постель, и все, что необходимо для жилища. Если приходится дома вести беседы – их надо проводить в шалаше. Если молится человек один, то он должен это сделать в шалаше. Некоторые даже воду пьют за его пределами – и это следует одобрить.

Честь и почитание

Следует относиться с почетом к заповеди о шалаше. Поэтому не следует вносить туда грязных вещей и неочищенных кастрюль и горшков.

Положено, чтобы каждый сам занимался устройством шалаша и уложил покрытие на крышу, – даже если человек важный и пожилой, ибо это считается уважением, когда сам занимается устроением шалаша.

После праздника, когда разбирают шалаш, нельзя ходить по этому материалу и нельзя использовать материал для неприличных целей.

Первая ночь праздника

Обязаны кушать в первый вечер праздника Суккот в шалаше. Даже если человек переживает или болеет, он должен что-то (маленький кусочек хлеба “как маслину”) поесть в шалаше.

Вечером, когда в небе появляются звезды, после .молитвы в синагоге, приходят в шалаш и празднично благословляют, потом произносят молитву об исполнении заповеди Торы о повелении “сидеть в шалаше”.

В первую ночь говорят сначала эту молитву, а затем молитву “Шхеяну”.

Молитва “сидеть в шалаше”

Каждый раз, когда приходят в шалаш, надо произносить молитву об исполнении заповеди Торы – “сидеть в шалаше!”. Если человек забыл благословлять и вспомнил во время обеда, или даже после того, как окончил трапезу, необходимо произнести эту молитву, потому что сидение в шалаше потом является тоже исполнением заповеди.

Слова мудрецов

В псалмах Давида сказано: “Буду радоваться и насыщаться образом твоим”. Сказали ученые: здесь имеется ввиду семь радостей праздника, а именно: четыре сорта плодов и растений, шалаш, веселое празднование и радость (из Мидраша на книгу “Левит”).