Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /home/jerusalem.kiev.ua/public_html/8047b1a0aee6b246b63c688b4d695050/sape.php on line 192

Рош ха-Шана

Рош-ха-Шана и Йом Кипур – религиозные события, посвящённые молитве и серьёзным размышлениям. Это – время, когда мы проверяем свои идеалы и вспоминаем сделанное, концентрируем внимание на нашей вере в Б-га и отношениях с другими людьми. Мы ищем воодушевление и уверенность и надеемся выдержать испытания наступающего года. Рош-ха-Шана и Йом Кипур – это вершины 40-дневного периода от первого дня еврейского месяца Элул до Йом Кипура (десятого Тишрея).

Талмуд говорит о четырёх моментах, когда мир предстает перед Небесным судом: в Песах – выносится решение относительно урожая зерновых, в Шавуот – в отношении урожая фруктов, в Суккот – в отношении воды. В Рош-ха-Шана перед судом предстаёт сам человек.
Как известно, в еврейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца, как сказано в Торе о днях Творения: “и был вечер, и было утро, день один” (Бытие 1:5). Соответственно этому, все еврейские праздники начинаются с вечера. В первый вечер Рош ха-Шана после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное Богослужение, во время которого читаются также молитвы раскаяния и надежды на счастливый исход суда. Все поздравляют друг друга словами: “Лешана това тикатеву ветихатему” – “на будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью”. Дома устраивается праздничный стол, Кидуш – освящение праздника и трапезы, которая начинается не как обычно, хлебом с солью, а хлебом с медом. Сразу же после Кидуша говорят благословение на плоды и едят яблоки, обмакивая их в мед, так же, как хлеб. После того, как съедают яблоко, произносят: “Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, чтобы дать нам хороший и сладкий год”.

Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой на иврите или на языке, принятом в данной местности, ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году, например морковку, свеклу, тыкву, финики, а также голову рыбы или барана. Принято не есть орехов, так как их название на иврите связано со словом “грех”.

Вообще, Рош ха-Шана – праздник Божественного Суда – является днем радости, а не скорби, ибо мы всегда надеемся на Божественное милосердие и на счастливый исход. Однако особенно веселиться не следует, и танцевать у синагоги, как, например, в праздник Симхат-Тора, не стоит.
Рош ха-Шана празднуется как двухдневный праздник первого и второго Тишрея, хотя Тора заповедует нам соблюдать его только 1 Тишрея.

Как известно, в диаспоре все праздники “удваиваются” и празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Земле Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Синедриона, когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца в 29-ый день Элула считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 Тишрея или 30 Элула, и следует ли начинать праздник. Поэтому постановили, во избежание сомнений и нестрогого отношения к Рош ха-Шана , праздновать этот праздник всегда два дня. Эти два дня называются “Йом ха-арихта” – “один длинный день”, чтобы показать, что святость обеих половин этого “длинного дня” не сомнительна, а точно определена. Оба дня запрещена почти всякая работа, кроме приготовления еды. Соблюдение Рош ха-Шана – это реальное действие в области тшувы, в области соблюдения Божественных заповедей, это начало перехода от слов к делу.

С Рош ха-Шана начинается десятидневный период – “дни трепета” (“йомим ха-нораим”), который завершается Йом Кипуром – днем всепрощения, искупления. В Рош ха-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У нас есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается – “скрепляется печатью”, и таким образом определяется наша судьба на ближайший год. Мы видим год замкнутым: за весной следует лето, затем осень, зима и опять весна, и опять лето – что же следует считать началом года?

В этот день перед заходом солнца женщины зажигают свечи, произнося при этом следующие благословения:

1. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и Указавший нам зажигать свечи Субботы и дня Воспоминания.

2. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Сохранивший нас в живых, Обеспечивший наше cуществование, и Доведший нас до сего времени.

Почему еврейский Новый Год празднуется именно первого и второго Тишрея? Открывая Талмуд, мы читаем следующее: “Есть четыре Новых Года: 1 Нисана (весна) – Новый Год для Исхода Израиля из Египта и для всего, что с этим связано: для месяцев года, для праздников и для еврейских царей; 1 Элула (лето) – Новый Год для отделения десятины от скота (т. к. основное время размножения животных приходится на предыдущий месяц, Ав); 1 Тишрея (осень) – Новый Год для счета годов, а также для суда Создателя над всеми людьми и странами; а 15 Швата (зима) – Новый Год для деревьев”.

Мы видим, что на каждый сезон приходится “начало года” в своем особом смысле. В каком же смысле является началом нового года Рош ха-Шана? Почему и как еврейская традиция связывает счет годов с Божественным судом?

Чтобы понять это, уточним, что такое “счет лет”. Большинство календарей народов мира этот счет ведут от какого-то исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием некой даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира. Рош ха-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош ха-Шана – праздник Сотворения мира, символ того, что мир не является автономным и вечным конгломератом звезд и планет, не имеющим общего смысла и цели, хаосом, в котором и наша жизнь бесцельна. Мир сотворен Божественной волей и провидением; все в нем имеет смысл и цель, и в том числе – вся наша жизнь в целом и каждое наше действие в отдельности. И мы ответственны перед Богом, который дал нам возможность жить и существовать. Поэтому этот день, Рош ха-Шана, праздник Сотворения мира, является также днем Божественного суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира.