Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /home/jerusalem.kiev.ua/public_html/8047b1a0aee6b246b63c688b4d695050/sape.php on line 192

Название и значение Йом Кипура

Йом Кипур – День Искупления – самый важный праздник в году. Период десяти дней – Десяти Дней раскаяния – начинается с Рош ха-Шана и достигает своего пика на Йом Кипур. Это день искупления грехов, которые человек совершил против Б-га. Суд начинается на Рош-ха-Шана, и заключительный приговор оглашается на Йом Кипур. На Йом Кипур мы воздерживаемся от удовлетворения основных человеческих потребностей и желаний:

1. Еды и питья.

2. Купания.

3. Использование косметических масел.

4. Ношение кожанной обуви.

5. Супружеской близости.

Тора говорит нам (Ваикра (Левит) 16:31): “Чтобы смиряли Вы души свои…” В этот день человек должен удалиться от повседневной рутины и посвятить все силы своей души очищению, чтобы искупить грехи, совершенные за прошедший год, и раскаяться.

Переживания для успокоения совести не являются целью, цель – достижение нового, более высокого духовного уровня. Сефер ха-Чинух (заповедь 313) объясняет: “Источник этой заповеди единственно тот, что Б-жья доброта к человечеству лежит в ней. Он выделяет один день в году, в который они должны искупить свои грехи через раскаяние. Следовательно, нам было предписано поститься в этот день, поскольку пища, питье и другие физические удовольствия тянут нас по направлению к материальным вещам и мешают душе в поисках правды. Никто не должен представать перед Б-жьим судом с едой и питьем… потому, для пользы человека в этот день укрепить свою душу, чтобы она стала достойной получить прощение Господа”.

Законы и обычаи Йом Кипура

РАСКАЯНИЕ

Если человек нарушил одну из заповедей Торы, предписывающую или запрещающую, намеренно или неумышленно, он должен покаяться перед Б-гом, раскаявшись и отвернувшись от своего греха: “Мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов человеческих, … пусть исповедается в грехе своем” (Бемидбар, 5:6-7). Это означает словесную исповедь. Как человек исповедуется? Он говорит: “О Г-споди, я грешил, я совершал зло, я восстал против Тебя и сделал это… Я сожалею теперь и стыжусь; я никогда не сделаю этого снова”. Это представляет собой основную часть исповеди.

КАППАРОТ

Этот обычай выполняется в день, предшествующий Йом Кипуру. По традиции, белого цыпленка или рыбу поднимают над головой и, совершая вращательные движения рукой, в которой держат цыпленка или рыбу, произносят: “Это- замена мне, это – вместо меня, это – выкуп мой. Пусть уделом этого петуха станет смерть, а моим уделом – благополучная долгая жизнь и мир.” Этого цыпленка зарезает резник (Шойхет) и он должен быть отдан в пищу бедным. Сегодня стало более принятым просто давать бедным деньги, а не живое существо, говоря: “Пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели, а моим уделом будет благополучная долгая жизнь и мир.”. Цель исполнения человеком капарота состоит в искуплении его грехов.

ЕДА ПЕРЕД ПОСТОМ

Последний прием пищи перед началом поста должен быть закончен за полчаса до заката солнца. Раввины учили, что человек должен поесть обильно девятого числа месяца Тишрей, говоря: “Тому, кто ел девятого и постился десятого Тишрей, это вменяется в заслугу так же, как если бы он постился девятого и десятого (Тишрей)”.

БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ

На Йом Кипур обычай предписывает надевать белые одежды. Мужчина надевает специальную белую мантию, называемую “Китель”. Белое символизирует чистоту, и, как сказал пророк Йешайя: “Даже если грехи ваши красны как пурпур, они станут белыми, как снег”.

ИСПОВЕДЬ (ВИДУЙ)

Видуй – молитва, которую читают на Йом Кипур, повторяя ее в этот день десять раз. Она содержит две части: краткую, в которой перечисляются грехи, причем предложения выстроены в алфавитном порядке (на иврите), и длинную версию, в которой каждая строка начинается со слов: “Аль Хет…” (за то, что мы согрешили перед тобой… ).

Например:

за то, что мы согрешили перед тобой неуважением к родителям и наставникам,…
и за то, что мы согрешили перед тобой глупыми разговорами,
и за то, что мы согрешили перед тобой злословием,
и за то, что мы согрешили перед тобой беспричинной ненавистью, и т.д.

Исповедуясь в своих грехах Ашему, человек осознает все дурное, что он совершил и сожалеет об этом. Исповедь необходима также для полноценной Тшувы, поскольку при этом мы берем на себя обязательства не повторять эти грехи вновь.

ИЗКОР (поминальная молитва)

Молитву Изкор за умерших, также читают на Иом Кипур (те, чьих родителей/одного из родителей уже нет в живых). Мы также читаем Изкор за тех, кто погиб в течение Холокоста и тех, кто пал в боях, защищая Израиль.

МАФТИР ИОНА

Во время послеполуденной молитвы (Минха) на Йом Кипур, после чтения Торы (Вайикра, гл. 18), мы читаем книгу пророка Ионы. Она рассказывает о пророчествах, которые Иона произнес в осуждение города Ниневия, который Б-г решил наказать за грехи его жителей. Слушая пророчество, народ Ниневии раскаялся, и приговор о разрушении города был отменен. Рассказ Ионы это послание всему человечеству о том, что для любого человека и для любой нации никогда не поздно совершить Тшуву и вернуться к Б-гу.

МОЛИТВА НЕИЛА (Закрытие небесных врат)

На Йом Кипур читается еще одна молитва больше по сравнению с другими праздниками. Помимо молитв Маарвит (Вечерней), Шахарит (Утренней), Мусаф (Дополнительной) и Минхи (Послеполуденной), к вечеру мы читаем молитву Нейлу. Когда ворота Бейт Амикдаш закрыты, и ритуалы священного дня завершены, закрыты и Небесные Врата, и Б-г скрепляет печатью свои приговоры. Перед этим мы обращаемся к Б-гу и просим: “Открой для нас врата, даже если они закрыты и день подходит к концу.”

В заключение Неилы кантор, сопровождаемый всеми собравшимися, провозглашает: “Слушай, Израиль: Г-сподь Б-г наш, Г-сподь один!” Затем три раза повторяют: “Благословенна слава Его царства во веки веков!” и семь раз “Г-сподь – Он Б-г”. Немедленно звучит шофар, напоминающий звук шофара на Йом Кипур в юбилейном году в древние времена (см. Вайикра, гл.25).Звук шофара был изначально предназначен для провозглашения свободы евреев-рабов и возвращения земли, которая была продана, их первоначальными хозяевами. Сегодня мы слушаем звуки шофара в надежде, что скоро вся еврейская диаспора вернется на нашу землю: “Вэ шаву башим ливулам”-”И сыновья вернутся в пределы свои”. (Иеремия 31:16)