Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /home/jerusalem.kiev.ua/public_html/8047b1a0aee6b246b63c688b4d695050/sape.php on line 192

Устройство еврейского калеядаря Часть 5

В Еврейском календаре бывают даты следующих уровней значимости:

1. Суббота (она не зависит от установлений календаря) и Йом Кипур. Полностью запрещено работать. В приводимом календаре мы выделим некото рые особые Субботы.

2. Праздника Торы, т.е. праздники в смысле “Иом-тов”. В них запрещена всякая работа, кроме приготовления пищи: Рош ха-Шана, Песах, Шавуот, Суккот и Шмини-Ацерет.

3. Полупразники по Торе (Холь хаМоэд): “промежуточные дни” праздников Песах и Суккот. В эти дни можно делать только такую работу, которую затруднительно перенести.

4. Близок к этому статус Рош-Ходеша – этот день выделен по Торе, и лучше работать в него поменьше.

5. Установленные Пророками и Мудрецами “праздники для всего Израиля”, соблюдение которых – заповедь: Пурим и Ханука. Работа в эти дни не запрещена, но заниматься делами не рекомендуется.

6. Установленные Пророками и Мудрецами “посты для всего Израиля” 17 Тамуза, 9 Ава, Пост Гедалии, 10 Тевета, Таанит Эстер.

7. Общераспространенные праздники, установленные Мудрецами, но не имеющие статус заповеди. Работы в такие дни не запрещена.

8. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых обычаев праздника.

9. Распространенные посты, не считающиеся обязательными.

10. Памятные дни того или иного направления в Иудаизме. Конкретно мы укажем памятные дни направления ХаБаД (Любавические хасиды), а также праздники и посты по обычиям, установленным Главным Раввинатом Израиля.(Эти праздники и посты соблюдают также многие, не относящиеся непосредственно к направлению Главного Раввината.)

Мы приводим список выделеных дат Еврейского календаря, указывая кратко их источник, уровень значимости, а также места из Торы и темы, на которых может быть построено обсуждение той или иной даты.

Дни, даты которых колеблются от года к году, мы обозначаем прочерком “-” на месте даты.

НИСАН. 30 дней. Овен.

1.Рош Ходеш. Всегда один день.

- “Шабат ха-Гадоль”=”Великая Суббота”. Суббота перед Песахом. В эту Субботу начинают некоторые элементы празднования.

14. Пост первенцев – в память избавления Еврейских первенцев во время поражения Египетских. Для тех первенцев, которые не хотят поститься, установлено снимать с себя этот пост через “сеудат мицва” “трапеза заповеданная”, которая установлена при праздновании выполнения некоторых заповедей.

15. Песах: праздник Исхода из Египта. Йом-Тов. Вечером накануне (т.е. на исходе 14 числа) устраивают Седер. Первый из “Шалош Регалим” – “3-х праздников, когда надо было ходить в Иерусалим”.

16. Второй день Песаха. В Земле Израиля Холь-ха-Моэд, в Диаспоре – Йом-Тов, т.е. накануне устраивают Второй Седер.

17-20. “Холь ха-Моэд” досл. “будни выделенных дней” – промежуточные дни Песаха. В Субботу Холь ха-Моэд читают Песнь Песней.

21. Седьмой день Песаха. Йом-Тов. Переход через Море при Исходе из Египта (Исход гл. 14-15).

22. Восьмой день Песаха: в Земле Израиля – “исру хаг”, день после окончания праздника, т.е. еще не совсем будни; в Диаспоре – “ахарон шель Песах” = “последний день Песаха – полный праздник (Йом-Тов), удвоение Седьмого дня Песаха.

16. Нисана – 5 Сивана – 50 дней счета Омера от Песаха до Шавуота. Полутраурные дни: 24 тыс. учеников р. Акивы умерли в этот период от эпидемии, т. к. “была у каждого из них мудрость, но не было у них уважение к мудрости и пути другого”.

27. “Йом ха-Шоа” – “день катастрофы” Европейского еврейства во время Второй Мировой войны. Установлен Главным Раввинатом. Дата взята в связи с восстанием Варшавского гетто, многие постятся в этот день, хотя вообще в Нисане не принято поститься.

ИЯР. 29 дней. Телец.

30.-1. Рош Ходеш. Всегда 2 дня.

-. “БаХаБ” – “Шени, Хамеши, Шени” = “Понедельник, четверг, понедельник”.

Три дня поста (не строго обязательные).

4. День памяти погибших воинов Армии Обороны Израиля (пост, установленный Главным Раввинатом).

5. “Йом-ха-ацмаут”=”День независимости Израиля” (установлен Главным Раввинатом).

14. “Песах Шени” – “Второй Песах”. Во время Храма день принесения пасхальной жертвы для тех, кто не смог принести ее во время (сейчас нет обычаев празднования).

18. “Лаг-ба-Омер”=”33 день счета Омера” – прекращение смерти учеников Рабби Акивы. Вспоминают о войнах евреев против Рима (собственно о восстании Бар Кохбы, связанном с именем р. Акивы (5396 г.) и о р. Шимоне бар Йохае, составителе книги “Зохар”. Этот день иногда называют “праздник ешиботников”.

28. (Йом Йерушалаим” “День Иерусалима” (установлен Главным Раввинатом).

СИВАН. 30 дней. Близнецы.

1. Рош-Ходеш. Всегда один день.

3-5. “Шлоша йамей Хагбала”=”три отгорожения” в память о трех днях передДарованием Торы. (см.Исход 19:10-15). Дниподготовки к Шавуоту. Завершается счет Омера.

6. Шавуот (Йом-Тов). Праздник жатвы и Дарования Торы (Исход гл. 19-20). Второй из “Шалош регалим”. Независимо от длительности Сиана и Ияра всегда приходится на 50 день счета Омера. Читают также книгу Рут.

7.Второй день Шавуота. В Земле Израиля – “исру хаг”; в Диаспоре – полноценный праздник (Йом-Тов).

ТАМУЗ. 29 дней. Рак.

30-1. Рош Ходеш. Всегда два дня.

12-13. Освобождение РаЙЦа – предыдущего (шестого) Любавического Ребе (отмечается в ХаБаДе). Он же родился 12 Тамуза 5640 г. – “новый год хавидизма ХаБаД”.

17. Пост “17 Тамуза”. При Исходе из Египта в этот день был сделан телец (Исход гл.32). Этот пост приходится на сороковой день после Шавуота – время, пока Моше был на горе Синай. От 17 Тамуза до 9 Ава три недели “бейн ха- Мецарим” “между теснин” – траурные дни.

АВ. (называется также “менахем Ав”=”утешитель Ав”). 30 дней. Лев.

1. Рош Ходеш. Всегда один день.

9. Пост “9 Ава”. В этот день евреи после Исхода испугались идти в Землю Израиля (“Парашат мераглим”=”история со шпионами”, Числа гл. 13-14). В этот день были также разрушены Первый и Второй Храмы, пал Бейтар последняя крепость Бар Кохбы, произошло изгнание из Испании и другие несчастья. Читают книгу “Эйха” = “Плач Иеремии”. Пост 9 Ава-суточный (т.е. начинается накануне вечером) в отличие от других установленных Мудрецами и пророками постов, которые все начинаются с рассвета.

15. “Ту-бе-Ав”. Было праздником во аремена Храма, сейччас не празднуется.

ЭЛУЛ. 29 дней. Дева.

30-1. Рош-Ходеш. Всегда два дня. Начало года для отсчета десятины от скота. Месяц подготовки к Суду в Рош ха-Шана. В конце месяца по утрам “слихот” = “просьбы о прощении” – специальные молитвы перед Рош ха-Шана.

ТИШРИ. 30 дней. Весы. (Этот месяц Седьмой (Субботний) по счету месяцев, отмечен наибольшим количеством выделенных Торой дней.)

1-2. Рош ха-Шана – Новый год (Йом-Тов).День сотворения человека и Суда над ним (Бытие 1:26 и гл. 2 и 3), Б-жественного Суда над каждым человеком, каждым народом и человечеством вообще. Читают “жертвоприношение Ицхака” – “Акеда” (бытие гл. 22) (оно происходило в Рош ха-Шана) – открытое проячвление Б-гобоязненности Авраама.

3. “Цом Гедалия” = “пост Гедалии” – в память об убийстве Гедалии – еврейского наместника Земли Израиля во времена Вавилонского плена.

1-10. “Асетер йамея Тшева” = “Десять дней раскаяния”.

- “Шабат Тшува” – “Суббота возвращения” – между Рош ха-Шана и Йом Киппуром.

10. Йом Киппур. Запрещена всякая работа; этот день также полный пост. Читают книгу Йона.

Рош ха-Шана и Йом Киппур называются также “йамим нораим” = “дни трепета”.

15. Суккот – праздник “Кущей” (Йом-Тов). Последний из “шалош регалий.

16. Второй день Суккот – В Земле Израиля Холь ха-Моэд, в Диаспоре Йом-Тов.

17-21. Холь ха Моэд Суккот. Все семь дней праздника “живут в шалашах” и читают “благословение лулав”.

22. “Шмини Ацерет” “Восьмой день праздника” (Йом-Тов) завершение “шалош регалим”. В Земле Израиля этот день уже не имеет законов Суккота, и в этот же день празднуется Симхат Тора. В Диачпоре на этот день распространяются кроме законов Йом-Това, законы холь ха-моед Суккот (“сидят в шалашах”).

23. В Земле Израиля – “Исру хаг”. В Диспоре – Второй день Шмини Ацерет (Йом-Тов), называется также Симхат Тора.

ХЕШВАН (называется также “мархешван”) 29 или 30 дней. Скорпион.

30-1. Рош-Ходеш. Всегда два дня.

- .”БаХаБ”=”Шени, Хамиши, Шени”. Этот пост аналогичен соответствующему в Ияре.

1Х.Кислев. 29 или 30 дней. Стрелец (досл.”Лук”).

(30)-1. Рош Ходеш. Если Хешван полный, то 2 дня, если неполный – то 1 день.

10. Освобождение из тюрьмы “Адмора ха-Эмцаи”, второго Любавичевского Ребе (отмечается в ХаБаДе).

19. Освобождение “Адмора ха-Закена” – р. Шнеур Залмана из Ляды, основателя Любавического хасидизма (отмечается в ХаБаДе).

25. Ханука: восьмидневный праздник (до 2 Тевета, если Кислев содержит 30 дней, или до 3 Тевета, если 29). В память о чуде, происшедшем при победе Маккавеев над греками и восстановлении Б-гослужения в Храме.

ТЕВЕТ. 29 дней. Козерог (досл.”Козел”).

(30)-1. Рош-Ходеш. Если Кислев полный, то два дня, если неполный,то один.

10. Пост. “10 Тевета”. В этот день была начата осада Иерусалима Новохудоносором, окончавшаяся разрушением Первого Храма. Также в эти дни был окончен перевод “семидесяти толковников” Торы на греческий язык, и это – источник траура. Можно обсудить Еврейскую традицию передачи Торы и причины, по которым Тору нельзя заменить переводом.

ШВАТ. 30 дней. Водолей (досл.”ведро”).

1. Рош-Ходеш. Всегда один день.

15. “Ту-бе-Шват”=”15 Швата” – “Новый год деревьев Земли Израиля”.

День памяти о связи Народа Израиля с Земли Израиля.

- .”Шабат Шекалим”=”Суббота Шекалим”. На месяцы Шват-Нисан приходятся четыре особые Субботы, связанные с Пуримом и Песахом.

АДАР. Это единственный месяц, который удваивается. Его знак – “Рыбы” – единственный из знаков Зодиака во множественном числе.

Если год невисокосный, то Адар содержит 29 дней. Если год високосный, то Первый Адар, содержит 30 дней, а Второй – 29. Таким образом, Рош-Ходеш любого Адара всегда 2 дня, а Рош Ходеш Нисана всегда 1 день (т.е. месяц перед Нисаном всегда неполный). Если год високосный, то вседаты празднуются вл второй Адар.

7.”Иорцайт Моше Рабейну” – день смерти Моисея, нашего Учителя. В Этот же день он родился, т.е. прожил ровно 120 лет.

-. “Шабат Захор” – Суббота памяти об Амалеке, всегда непосредственно Суббота перед Пуримом, т.к. вся история Пурима связана с Амалеком (Исход 17:8-16).

13. “Таанит Эстер” пост в память о посте Эстер перед тем, как прийти к Ахашверошу, и о посте Евреев перед войнами с Амалеком, в частности перед войной Пурима.

14. Пурим. Читает свиток Эстер.

15. Шушан Пурим – Празднование Пурима в некоторых особых городах . На сегодня это Иерусалим и Шушан (Сузы). В этих городах Пурим празднуется только 15, а не 14 Адара.

- .Шабат Пара. Суббота чтения отрывка о специальном очищении пеплом Красной Коровы.

- Шабат Ходеш = “Суббота месяца (“Нисана”).