Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /home/jerusalem.kiev.ua/public_html/8047b1a0aee6b246b63c688b4d695050/sape.php on line 192

Устройство еврейского календаря

1. Общая структура Еврейского календаря

Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь то 29, то 30 дней, год может начинаться только в определенные дни недели. Но наиболее резкое отличие Еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая. А именно: все системы основаны на некотором периоде, в основу их положен некоторый цикл, в течение которого средний календарный год (или месяц, если он измеряется по луне) приближается к истинному. Например, Юлианский календарь имеет четырехлетний цикл, в течении которого для согласования календарного и истинного солнечного годов вводится один дополнительный день; Григорианский календарь имеет период 400 лет (4х 100, т.к. годы 1700,1800, 1900 – невисокосные, а 1600 и 2000 – високосные) . Из лунных календарей, например, Турецкий имеет цикл 8 лет, а арабский – 30 лет. В отличие от всего этого, Еврейский календарь вообще непериодический, он основан не на цикле определенной повторяющейся последовательности годов, а на специальных вычислениях, о которых мы расскажем ниже. Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях никакой периодичности не наблюдается. Как же возник такой сложный календарь и чем эта сложность обьясняется?
Ответ на этот вопрос мы можем найти, если прочитаем два стиха из Торы, в которых говорится о календаре.

(Исход 12:2): “Месяц этот вам начало месяцев, первый он вам из месяцев года”.

(Там же 13:4): “Сегодня вы выходите в месяц весенний”.

Оба относятся к тому самому месяцу, в который Евреи вышли из Египта и в который мы с тех пор ежегодно празднуем Песах, к месяцу Нисан. Из сравнения мы можем заключить, что первый месяц года всегда должен приходиться на весну. Из выражения “месяцев года”, употребленного в стихе мы можем заключить также, что в году должно быть целое число месяцев.прим: Сегодня нам привычно, что год содержит целое число месяцев, однако, такое положение изначально вовсе не является самоочевидным – ведь, в отличие от этого, месяц или год не содержат целого числа недель; хотя, например, можно было бы начинать месяц в “ближайшее начало недели после новолуния” и тогда месяц содержал бы 4 или иногда 5 недель; однако, так календарь не устроен, потому что Тора не требует этого. Согласно переданной нам традиции, Тора требует, кроме трех упомянутых выше пунктов, чтобы месяц содержал целое число дней, т.к. в Торе есть выражение “ходеш ямим” = “месяц дней” .

Какова же, однако, продолжительность месяца, и как определить в какой именно день начинается новый месяц?

В Торе употреблено в этом месте слово “месяц” – “ходеш” -происходящее от того же корня, что и слово “новый” – “хадаш” . Кроме того, выражение “месяц этот”, которым начинается первый из приведенных стихов, сообщает нам, согласно Еврейской Традиции, что начало месяца можно определить по некоторому наглядному признаку, на который можно “указать пальцем” (таков основной смысл слова “этот” в Писании) . Поэтому новый месяц начинается, когда мы впервые видим новую Луну в лучах вечерней зари – день ведь начинается с вечера, как сказано /БЫтие 1:5/ “И был вечер, и было утро – день один” .

Итак, месяц должен быть лунным, содержащим целое число начинающихся с вечера суток, а год – согласованным с солнечными сезонами, но содержащим целое число месяцев. Однако, между лунными месяцами и солнечным годом не существует рационального соотношения: один год длится 12,368.. месяцев. Отсюда ясно, что число месяцев в году не может быть постоянно. Точно также не может быть постоянно и число дней в месяце, поскольку месяц содержит в среднем 29 дней 12 часов 44 минуты 2,78 секунды. Эти два соотношения – дней с месяцами и месяцев с годами – и подлежат согласованию.

Следует заметить, что в других календарях, как правило, тоже фигурируют единицы времени, примерно равные лунному месяцу и солнечному году и, по-видимому, ведущие от них свое происхождение. Например, в христианском календаре год солнечный, однако месяц всегда имеет фиксированное число дней и не зависит от луны, т. е. является чисто условным; в мусульманском календаре месяц лунный, а год состоит просто из 12 месяцев, т. е. он условный и не связан с солнцем. В Еврейском же календаре обе эти еденицы времени сохраняют связь с наблюдаемыми явлениями – появлением новой луны и наступлением весны. прим: Такое согласование месяцев с годом есть также и в других календарях и неправильно считать, что в этом самая существенная характеристика Еврейского календаря.