Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /home/jerusalem.kiev.ua/public_html/8047b1a0aee6b246b63c688b4d695050/sape.php on line 192

Устройство еврейского календаря Часть 8

Как мы уже говорили, в трактате “Рош ха-Шана” сказано, что есть четыре начала года, и два наиболее важных из них – начало месяца Тишрей (т.е. день, который мы обычно называем Рош ха-Шана) и начало месяца Нисан. В Талмуде рассказывается о споре между Мудрецами. один придерживается мнения, что мир создан в Тишри, а другой, что мир создан в Нисане. Раби Леви Ицхак из Бердичева, да будет память о правиднике благословенна, разьяснил это так: у каждой вещи есть две стороны – ее строение и ее назначение, и без второго вещь еще не является сама собой. Например, радиоприемник является, с одной стороны, электронным устройством, а с другой стороны, прибором для слушания радиопередач; однако для дикаря, не сознающего второго аспекта, примитивизируется также и первый, и этот предмет является просто кирпичем. В Тишрей был создан материальны мир, а в Нисане был создан – через Исход из Египта – Еврейский народ, через который мир прийдет к состоянию Б-жественного Царства на земле, т. е. к той цели, ради которой мир существует. И при споре в Талмуде одни Мудрецы считают моментом сотворения создание материального мира в месяце Тишрей, а другие – создание второй компоненты, дающей возможность использовать мир по назначению, а это произошло в Нисане. В свяхи с этим в Евврейском календаре есть два основных новых года. При этом в Тишрей – ” начало года” для счета годов (от Сотворения Мира), а в Нисане начало года для счета месяцев: т.е. первым месяцев всегда считается Нисан, вторым – Ияр, а Тишрей всегда считается седьмым месяцем. С Тишрей считаются также Седьмые и Юбилейные (пятидесятые) года, а с Нисана считают все, что связано с месяцами и с соответствующей луне структурой Еврейского календаря, в частности, с Шалош Регалим – тремя праздниками поломничества в Иерушалаим: Песах, Шавуот и Суккот, рассказывающими нам о последовательных стадиях выхода из Египта (Шавуот – а Даровании Торы, Суккот – о переходе к ощущению прямой власти Б-га).
Иврит Торы – святой язык и слова в нем связаны также, как связаны между собой сущности, ими обозначаемые.

В Тишрей – Рош ха-Шана – начало года.

В Нисане – Рош ха-Ходашаим – начало месяцев.

“Год”=”Шана” связан с корем “старый”=”яшан”, “шина”=”"повторение”, “шинуй”=”некоторое изменение в соответствии с предыдущим”.

“Месяц” = “ходеш” связан с корнем “хадаш” = “новый”.

Годовой цикл, начинающийся в Рош хаШана, есть повторение, хотя и с некоторыми вариациями, того, что было и раньше. Цикл месяцев и праздников, начинающийся с Нисана и Песаха, каждый раз приносит для соблюдающих его нечто новое.

Почему так? Потому что в Рош ха-Шана мы прежде всего всматриваемся и черпаем силы из того, что было – из Сотворения Мира и Адама, Первого Человека, и из истории с ним. Что же касается Исхода из Египта, то это было лишь закладыванием функции Евреев в мире, которую Мудрецы обозначают как “исправление мира под властью Б-га” (молитва “Алейну”). И эта функция, как легко видеть, взглянув на мир, еще не выполнена. (т.е. Мошиах, Мессия, еще не пришел) и поэтому каждое движение к этрой цели несет в себе нечто принципиально новое, и для каждой участвующей в нем души, и для мира в целом.

Поэтому счет евреями месяцев от Нисана есть не просто календарный порядок, но прямая заповедь Торы (Исход 12:2): “Месяц этот (т.е. Нисан, месяц Исхода) есть для вас начало месяцев…”. Как указывает РаШИ в самых первых словах своего комментария к Торе, заповедь счета месяцев от Нисана является первой заповедью, данной всему народу Израиля (предыдущие заповеди давались отдельным лицам: Адаму, Ною, Аврааму и т.д.) Все аспекты своей жизни мы должны отсчитывать от той функции, ради которой наш народ был создан в этом мире.