Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /home/jerusalem.kiev.ua/public_html/8047b1a0aee6b246b63c688b4d695050/sape.php on line 192

Устройство еврейского календаря Часть 3

Казалось бы, Еврейское учение было совершенно неподготовлено к защите своего календаря. Полуторатысячелетняя система, основанная на показаниях свидетелей, не требовала никаких вычислений. Особая трудность состояла теперь в том, что необходимо было на тысячелетия вперед предсказать момент новолуния – ведь ошибка в определении начала месяца по отношеннию к новолунию даже на один день была бы сразу всем видна и, согласно требованиям Торы, недопустима. (Добиться того, чтобы Нисан приходился на весну, гораздо легче – ведь “весна” не такое четкое понятие, как “новолуние”) .
Даже в современной астрономии движение Луны считается одним из самых сложных. Известно, что период обращения Луны вокруг Земли колеблется (из-за элиптичности лунной орбиты и других факторов) по очень сложному закону с амплитудой около 13 часов – не то , что почти постоянный период обращения Земли вокруг Солнца. Кроме того, в любой ясный день практически не составляет труда измерить высоту солнца над горизонтом в полдень, или точку восхода солнца или звезд, в то время как точно засечь момент новолуния можно только при солнечном затмении (ведь в ночь новолуния засечь само новолуние невозможно!) Полные солнечные затмения бывают в данном месте примерно через каждые 57 лет, но при этом даже при наличии хорошей и правельной теории обращения небесных светил и хороших часов измеренный промежуток времени может легко отличаться от среднего на 6 часов, что в пересчете на один период обращения Луны может давать отклонение от среднего на 0,5 минуты, а при предсказании новолуния на будущее это может давать ошибку на сутки за 250 лет, на 4 дня за тысячу лет, на семь дней к нашему времени. Рош ха-Шана перестал бы попадать на новолуние, а ПЕсах и Суккот на полнолуние, и это противоречило бы указаниям Торы. Но даже и такого приближения они могли бы достичь только при очень развитой многовековой системе наблюдений и измерений и при правильном общем понимании астрономии – а это не только противоречит расхожим современным представлениям о “примитивности Библейской астрономии” , но и трудно понять, для чего эта теория и многовековые наблюдения могли бы понадобиться – ведь ни “сельскохозяйственная деятельность”, ни “религиозные мотивы” не требовали предсказания момента новолуния. (Даже теория о том, что евреи могли якобы заимствовать астрономические знания у Египтян не дает здесь прямого обьяснения – ведь от предсказания дня ближайшего солнечного затмения) т.е. дня новолуния вперед на 57 лет/ , что каждый раз можно корректировать, до предсказания дня новолуния вперед на тысячи лет без всякой дальнейшей корректировки – еще очень много шагов. Про древних Египтян известно, что они умели с большой точностью определять многие постоянные астрономические величины, но неизвестно, чтобы у них были точные вычисления среднего значения сложноизменяющихся величин). Для внешнего наблюдателя казалось, что такие предсказания невозможны и катастрофа крушения календаря неминуема.

Мы еще больше удивимся, если откроем любой современный или старый молитвенник на разделе “Обьявлениео наступлении нового месяца во время общественной молитвы в Субботу,предшествующую новолунию” (это обьявление делается для того, чтобы не пропустить специальные молитвы, читаемые в Рош Ходеш) и узнаем, что при Обьявлении надо было упомянуть момент предстоящего новолуния с точностью до “хелека” (=1/18 минуты( , и такое обьявление надо было делать и сегодня, и 100, и 500, и 1000 лет назад – т.е. надо было знать не только день и час, и минуту среднего новолуния!

В тот момент, когда катастрофа крушения календаря казалась неминуемой, “выяснилось”, что в Еврейском Учении, кроме всем известных ыещей, имеется еще потрясающая по объему “подводная часть”. Оказалось, что за внешне примитивной системой скарывается точное знание сложнейших вещей. “Без всякой видимой науки”. мудрецам была известна средняя длина Лунного месяца, которая отличалась от современной, расчитанной с помощью телескопов и ЭВМ, всего на 0,51 секунды!

И это отклонение от “современного среднего значения”, которое скамо изменяется на 0,5 секунды на 2 тыс. лет, т.е. Еврейское знание можно смело считать абсолютно точным. (Согласно Традиции, это значение Лунного месяца является средним за все 6 тысяч лет существования мира). И такая точность достигнута при определении среднего значения величины, имеющей очень сложный разброс на промежутке в 0,58 суток = 0,58х24х60х60=50 000 секунд. С “естественнонаучной” точки зрения это совершенно фантастично.

Согласно Еврейской Традиции, среднее время между новолуниями не было вычислено Евреями или каким-либо другим народом на основании” сверх точных астрономических наблюдений”, но было дано Творцом Вселенной Моисею на горе Синай при Даровании Торы (т.е. знание этого времени есть часть Устной Торы), и Моисей передал это знание, среди прочих знаний,Иехошуа бен-Нуну, а тот Старейшинам во времена Судей, а те – Пророкам во времена Царей, а те – Мужам Великого Собора во времена Вавилонского плена, а те – Мудрецам эпохи Второго Храма, Мишны и Гемары. Мудрецы всегда и без свидетелей знали точный момент появления новой Луны; однако они, пока было возможно, следовали указанию Торы – освящать новомесячье в Суде по показания свидетелей.

Когда свидетели приходили в Суд и заявили, что они видели новую луну в твкой-то час, в таком-то месте, с такой-то стороны, на такой-то высоте – Суд отлично знал, верно это, или нет, и если нет, то были ли у них основания для ошибки. Мудрецы, хранившие традицию, не хотели открывать это знание, потому что установление новолуния по свидетельским показаниям имело больше святости, чем основанное только на вычислениях т.к. в установлении календаря участвовал весь народ.

Когда историческая ситуация потребовала от Мудрецов точного знания одного-единственного числа – оказалось, что это число известно им с фантастической точностью. Мы можем лишь предполагать, знания какого уровня содержатся в Каббале – закрытой от непосвященных внутренней части Торы, которая до сих пор передается только крупнейшими из наших Рабаним. Прежде чем, как это довольно часто встьречается, голословно утверждать, что законы Торы “примитивны”, “устарели” или “не соответствуют сегодгяшнему уровню науки и техники” подумайте хотя бы о видимой “невооруженным глазом” фантастической точности Еврейского Календаря